Мебель, которую приобретают сегодня, несет в себе явные черты прошлого – и давнего, и только что минувшего. В интерьерах воцаряется эклектика – смешение всех стилей. Вообще в том, что касается архитектуры и интерьера, человечество с самой древности охотно пользовалось наработками своих предшественников, не заботясь об их авторских правах. Римляне повторяли греков, классицисты обращались к античности, древним культурам Византии, Египта, Китая, мешая их по своему вкусу и добавляя что-нибудь от себя.

Двадцатый век

XX век в этой области как раз, наверное, был самым революционным – все-таки назвать дом «машиной для жилья» раньше никому не приходило в голову. Хотя тоже как посмотреть: ведь идея функциональности, которая маниакально владеет дизайнерами со времен «Баухауза», была не чужда и человеку, недавно поменявшему коммунальную пещеру на отдельное жилье.

Он не задумывался о форме лавки, которую вытесывал из дерева, – только об удобстве, которое должно было из этой формы проистекать. В общем, подходил к вопросу довольно современно, хотя и не знал слова «дизайн». Оно, кстати, как раз стало употребляться в нашем веке для определения особого вида творчества, находящегося на стыке художества и конструирования.

Традиция и авангард напрочь перепутались

Лет 100 назад легко было провести границу между классикой и современностью, то есть модерном – последним большим стилем в истории. Он был мимолетен и быстро перешел в раздел классики, который вскоре пополнили и авангардные штуковины, поначалу шокировавшие публику своей непривычностью. К концу века традиция и авангард напрочь перепутались.

Нынешние дизайнеры экспериментируют со стилями: ампирная форма выполняется в конструктивистском стекле или пластике, а какой-нибудь шезлонг Корбюзье вдруг оказывается уютно-плетеным. В общем, играем «в классики».

Удобство или мода?

Канули в лету спокойные времена, когда один стиль неспешно сменял другой. Ускорение сказалось и тут: мебельная мода ничуть не постояннее одежной, которая с головокружительной быстротой вводит и отменяет шпильки и платформы, мини и макси. Но если менять туалеты – дело несложное и приятное, то с обстановкой не все так просто.

Остается только повторить знаменитое: «Стиль – это человек» – и устроиться так, чтобы было комфортно и уютно безо всякой оглядки на моду:

— ампир;

— ар нуво;

— конструктивизм;

— модернизм;

— авангардизм.

Выбирайте на вкус, все вполне современно. Тем более что постмодернизм, пока еще живой вопреки всем объявлениям о его смерти, по-прежнему строит новое из элементов старого. И единственное, что важно, – это не быть серьезным, а быть, наоборот, веселым.

В историю вошел анекдотичный разговор между заказчиком и архитектором особняка на Воздвиженке, который называется Домом дружбы. Архитектор уточнил, в каком стиле необходимо строить. Хозяин же ответил: «Во всех – у меня на все денег хватит». Тогда в Москве этот домик считался образцом дурновкусия. Со временем к нему не просто привыкли, но и оценили за красоту. Теперь, по прошествии более сотни лет, стало ясно, что заказчик был глубоко прав. Главное, чтобы хватило денег на классного дизайнера, способного соединить прошлое и настоящее для вашего счастливого будущего.